Интерактивный кинопроект Стивена Содерберга «Мозаика»

Интерактивный кинопроект Содерберга «Мозаика»

Новое телешоу Стивена Содерберга показывают в России с 23 января, «Мозаика» — более традиционная версия одноименного мобильного приложения, которое позволяет зрителю следить за расследованием убийства с нескольких точек зрения.

ОПЫТ ИНТЕРАКТИВНОГО КИНО

Удивительно, однако впервые кинематограф позволил аудитории оказывать влияние на сюжет более пятидесяти лет назад: чехословацкий режиссер на выставке «Экспо» в Монреале представил короткометражную картину «Человек и его дом». Зритель мог, нажимая на красную или зеленую кнопку на своем сидении, попробовать изменить цепочку событий, приведшую к пожару в квартире главного героя, с которого начинается фильм. Правда, каким бы ни был выбор, пожар все равно случался, однако необычный эксперимент был принят с большим интересом.

Прошло много лет, и в 2000 году был снят «День-Д»: четыре автора отвечали за конкретного персонажа и его сюжетную линию, которые одновременно транслировали по датским телеканалам. Именно зритель с пультом в руках соединял разобщенные истории в одну.

Это был не единственный проект нулевых с попыткой привнести в кинематограф интерактивность, ее реализовывали авторы небольших жанровых работ, которые продюсировала компания «SilkTricky». Сегодня только трейлеры зомби-хоррора «Вспышка» и корпоративного боевика «Изъятие вкладов» могут увидеть зрители, однако их достаточно, чтобы составить представление об уровне, на котором стояла ниша необычного подвида развлекательного видео.

Интересно, что HBO еще в 2009 году выпустил свой интерактивный альманах Imagine, ведь именно он профинансировал «Мозаику» Содерберга. Хотя сайт проекта давно удален, в сети остался минутный ролик, благодаря которому можно понять, как альманах был устроен. Надо сказать, канал едва ли был уверен в формате и потому реализовывался как в серьезных жанрах, так и в легкомысленных, надеясь удержать внимание аудитории.

Относительную удачу в экспериментах с интерактивностью можно увидеть в работе «Одураченный» кинематографиста Пола Верховена. Сценарий для этой часовой картины был написан 397 авторами-любителями, работавшими по наброску в четыре страницы Ким ван Котена.

До отечественных экранов добрался интерактивный фильм Тобиаса Вебера «Ночная игра», где публика решала судьбу героев методом голосования, иными словами, по тому же принципу, что и в 1967-м году. Однако на сей раз режиссер придумал целых семь финалов, и выбор зрителя стал иметь значение в действительности.

О ЧЕМ «МОЗАИКА»

В курортном городе Саммит живет Оливия Лейк, она пишет детские книги, выпустила мегабестселлер «Чей это лес?» и руководит благотворительным фондом «Mosaic». Однако жизнь героини не столь прекрасна, Оливия страдает от творческой немоты, одиночества и назойливого соседа Майкла, который пытается купить принадлежащий ей дом.

Писательница практически одновременно знакомится с двумя мужчинами: художником Джоэлем, который находится в поисках своего покровителя, и с бизнесменом Эриком, поражающим своим красноречием. Художника Оливия селит в своем сарае и обещает посматривать в работы Джоэля за его помощь по хозяйству. Бизнесмен оказывается наемным альфонсом, однако героиня узнает об этом отнюдь не сразу и планирует выйти за него замуж. Правду раскрывает сам Эрик, всерьез полюбивший Оливию, но она прогоняет его и в ту же ночь исчезает.

Местный полицейский не успевает, в сущности, заняться расследованием убийства детской писательницы, так как трупа нет, а начальству нужны аресты. В качестве главного подозреваемого определяют Эрика, он не сумел пройти полиграф, давая показания, и по договоренности с прокурором, впрочем, не признавая за собой вины, садится в тюрьму на пятнадцать лет. Однако сестра Эрика — Петра — сомневается в справедливости суда над братом, и когда геодезисты спустя четыре года после всех этих событий находят руку Оливии, Петра просит возобновить расследование.

СОЗДАНИЕ «МОЗАИКИ»

Содерберг однажды приходил к НВО в начале нулевых с не менее радикальным проектом, с политическим мокьюментари «К Стрит», однако сериал закрыли сразу после первого сезона. Трудно сказать, возможно, он обогнал свою эпоху, а, может, просто «не выстрелил». Зато 15-минутный прототип «Мозаики», который назывался «Отбытие», представленный НВО в 2013 году, нашел отклик сразу, в него поверили и обеспечили режиссера необходимыми ресурсами.

Автор картины всегда подчеркивает, что «Мозаика» — это не сериал и не фильм, а ветвящееся повествование, нашедшее воплощение в подготовительных материалах и архитектуре приложения. Содерберг фыркает, когда его работу называют видеоигрой или сравнивают с ней, он утверждает, что любит стабильные вселенные, и обижается, когда «Мозаику» сравнивают с детскими шоу производства «Netflix», где так же есть возможность повлиять на сюжет. Сам Стивен предпочитает сравнивать свой проект с литературным романом, позволяющим глубоко узнать и главных, и второстепенных персонажей.

Интересные факты:

  • «Мозаика» создавалась студией PodOp, на тот момент приложение оценивалось в 20 млн долларов и для его создания понадобилось три года.
  • Общий объем сценария точно неизвестен. Это около 500-700 страниц, собранных в 15 глав, тогда как первоначально их насчитывалось 45.
  • Сценарий Содерберг бок о бок с технической командой, чтобы добиться максимальной органичности канала и сообщения.
  • «Мозаику» сняли крайне быстро, всего за 49 дней, притом, что Стивен даже дал актерам трехмесячный отпуск, чтобы они набрали вес и отрастили бороды для сцен, где будут должны сыграть более взрослых персонажей.
  • Монтаж материала продлился год, и за несколько недель до дедлайна Содерберг, по собственному признанию, сначала запаниковал (первые зрители признавались, что история их не слишком увлекла), но потом решил начать повествование с Оливии Лейк — центрального истории.
  • Любопытно то, как работал Содерберг с актерами, чужие реплики он им читать не давал, лишь пояснял, какие эмоции следует показать в конкретный момент.

Создавать мини-сериал Стивен не планировал, однако однажды у него возникла необходимость в дополнительных средствах, чтобы подготовить приложения для Android и десктопа, и он предложил HBO смонтировать линейную версию из шести эпизодов. Получился совсем другой продукт — как с точки зрения ритма, так и на идейном уровне.

ОТЛИЧИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ ОТ СЕРИАЛА

Сразу стоит сказать, что приложение «Мозаика» доступно бесплатно в App Store и Google Play, однако лишь на территории США, в много потому, что завязано на сервисы большого НВО, которые не работают в Росии.

Пройдя регистрацию, пользователь направляется на то, что называется картой истории, где «Мозаика» состоит из «узлов» — серий длиной в 8-38 минут — и «открытий», благодаря которым есть возможность получить сведения о персонаже в дополнительном порядке, посмотреть полицейский рапорт, прочесть газету и дак далее. Затем пользователь смотрит первый узел про Оливию и выбирает, от чьего лица будет смотреть дальше — Эрика или Джоэля. На следующих этапах подобный выбор будет повторяться, пока не приведет к одному из финалов. «Открытия» при желании можно игнорировать или возвращаться к ним в любой момент просмотра, однако дополнительные материалы позволят зрителю быстрее раскрыть тайну убийства Оливии. Пользователь, дошедший до конца истории, может начать смотреть ее сначала, чтобы изучить уже с другого ракурса. Часто сцены повторяются, и меняется лишь положение камеры, однако и этого бывает достаточно чтобы уже известный эпизод открылся с неожиданной стороны. Общая продолжительность материалов в приложении — около 8 часов.

Стивен Содерберг боялся, что сериал станет только блеклым вариантом приложения, ведь ему пришлось сильно упростить историю в процессе хронологического выстраивания событий и размещения небольшой части «открытий» в повествовании. Однако сериал вышел как минимум достойным, пускай даже великим детективом его не назовешь, и в данном вопросе ответственность лежит на сценаристе, но Содерберг — слишком большой автор, чтобы зрители все 300 минут экранного времени скучали перед экраном.

Источники: www.kinopoisk.ru, www.showspy.ru

Комментарии

Ваш псевдоним