«Открытый микрофон» – это не очередной развлекательный проект, это социальный лифт для комиков, работающих в самом сложном и откровенном юмористическом жанре. Все, о чем рассказывают эти ребята, основано на их реальной жизни и переживаниях. И здесь не может быть запретных тем или сторонней редактуры – только правда, только острые шутки, только стендап в «Открытом микрофоне» на ТНТ.
Стендап, по сути, это «юмористический стриптиз души», и в «Открытом микрофоне» свои души оголят: 46-летняя участница с богатым жизненным опытом; парень, пытавшийся попасть на ТНТ в течение последних пяти лет; настоящий англичанин, переехавший в Россию; бывший участник реалити-шоу «Дом-2», встречавшийся с Ольгой Бузовой, и еще сотни талантливых комиков со всей страны.
РУСЛАН БЕЛЫЙ
- четкий, строгий, справедливый член жюри и очень жесткий наставник. Главное в работе у Руслана – дисциплина.
ЮЛИЯ АХМЕДОВА
- единственная девушка в жюри. Очень сильно переживает и поддерживает всех без исключения выступающих. Как наставник – радеет за каждого из команды.
ТИМУР КАРГИНОВ
- у него не команда, у него тусовка, как говорит сам Тимур. Полностью доверяет своей команде. Оставляет финальное решение по выступлению за участниками.
СЛАВА КОМИССАРЕНКО
- позитивный и открытый член жюри. Полностью погружен в работу с командой.
Руслан: По большей части мы просто делимся опытом с участниками, не более того. Такого, как в школе, например, мы не практикуем, потому что нет ни одного человека, который мог бы научить жанру стендап. Каждый участник идет к цели тернистым путем, методом проб и ошибок. А мы – наставники – просто с высоты опыта, который накопили за пять лет работы, даем какие-то подсказки.
Юлия: Для меня стендап – это что-то глубоко личное, поэтому я стараюсь особо не вмешиваться в их творчество. Но если нужен совет, я всегда рядом. Порой участникам гораздо больше, чем какие-либо «рецензии», нужна моральная поддержка.
Тимур: В этом шоу для меня статус наставника имеет больше какое-то номинальное значение. Я, безусловно, подсказываю что-то участникам, но с оговоркой, что они могут прислушаться, но делать так или не делать – их выбор. Я все равно стараюсь, чтобы последнее слово оставалось за ребятами. Шутки с ними я не разгоняю. Я стараюсь их вдохновлять и подбадривать.
Слава: Я думаю, что свою роль каждый наставник выбирал себе сам. Я старался не указывать, что делать, а советовать. То есть я не говорил категорично: «Вот это оставь, а это убери! Вот с этой шутки надо начать, вот этой закончить!» Нет, мне было важно не просто помочь, а донести мысль, что нужно как можно раньше брать на себя всю ответственность за свое выступление. Мы садились с комиком и вместе писали шутки, добивали уже написанные разгоны, а потом он сам собирал свое выступление.
Руслан: Когда мы только начинали делать шоу Stand Up на ТНТ нашей компанией, то мы все вместе писали материал. Это была очень большая работа. Но нельзя сказать, что мы пишем шутки друг для друга. Разгоняем их с кем-то – да. Причем этот кто-то постоянно меняется, потому что работать и писать с разными людьми полезно и интересно. Есть такое понятие comedy buddy («камеди-товарищ»), вот оно здесь хорошо работает. А по поводу роли наставника – это для меня первый опыт. И я не могу сказать, что мне очень комфортно. Ведь главное здесь не навредить, не лезть со своими идеями, мировоззрением. Каждый стендап-комик должен быть индивидуален в своем творчестве. А если я буду всем навязывать свою шуточную матрицу, то все просто будут похожими друг на друга. Так что наша главная задача – не давить опытом, потому что молодые участники просто могут слепо прислушиваться. И я призываю участников своей команды оставаться самими собой.
Юлия: Мы с коллегами, конечно, помогаем друг другу, потому что мы не только коллеги, но и друзья. А в роли наставника чувствую себя не очень комфортно, потому что я сама пока еще только начинающий комик.
Тимур: Да, приходилось. У нас с коллегами отличная юмористическая коммуникация. Но именно в роли наставника, с использованием этого слова, я себя чувствую не очень комфортно.
Слава: Мне очень нравится писать с разными людьми, потому что вдвоем всегда получается лучше. Ты предложил заход, тебе его отбили, ты подхватил, и получается что-то такое, что было бы трудно написать в одиночку. К тому же у каждого комика свой взгляд на мир и на юмор в целом, поэтому, когда пишешь с разными людьми, обязательно что-то перенимаешь. Я думаю, что совместная работа полезна для всех: и для молодых комиков, и для самих наставников.
Руслан: Конечно, я отдам предпочтение первому участнику. Потому что одна шутка не так ценна, как среднее, но в целом хорошее выступление. Ни одному стендап-комику не нужна одна хорошая шутка. Шуток должно быть много, и выступления в целом должны быть хорошими.
Юлия: Стендап не измеряется количеством шуток. Это личность, мысль, драма и юмор. И запинания или еще какие-то подобные вещи не могут дать оценку стендап-комику.
Тимур: На самом деле все решает зал. И его реакцию сразу видно. Здесь не имеет значения – запинался или нет. Лично я отдаю предпочтение перспективе.
Слава: Стендап отличается от всего остального юмора тем, что, выходя на сцену, комик уже примерно понимает, какой у него материал. Потому что сначала ты его пишешь, потом показываешь на открытых микрофонах, убираешь то, что не получилось, то, что получилось, оставляешь и дописываешь. Основная работа происходит не на самом выступлении, а до него. Сложно представить себе ситуацию, когда комик несмешно выступал на всех открытых микрофонах, а потом вдруг на съемке разорвал. Но лично мне больше нравятся комики, которые готовы много и усердно работать, чем ленивые гении с мимолетными озарениями.
Руслан: Я думаю, на этот вопрос должны ответить зрители после выхода проекта. А мы, в свою очередь, должны посмотреть, сможет ли победитель проекта развиваться на дистанции и работать в таком тяжелом режиме, в котором работаем мы. А главное отличие «Открытого микрофона» от шоу Stand Up в наличии соревновательного мотива. Хотя я не приветствую соревнований в юморе. Потому что юмор должны оценивать не эксперты, а зритель, на которого этот юмор рассчитан.
Юлия: «Открытый микрофон» – соревновательный проект, в котором стендап-комики соревнуются между собой, чтобы выявить сильнейшего. Уникальность проекта в том, что он откроет массовому зрителю новые имена и лица в этом жанре.
Тимур: Он уникален тем, что в нем можно увидеть новых стендап-комиков. К тому же это соревновательный проект, и это его главное отличие от шоу Stand Up, где комики просто выступают.
Слава: «Открытый микрофон» позволяет молодым стендап-комикам заявить о себе. Получить эфиры, начать гастролировать, наладить контакты с такими же молодыми и перспективными комиками из других городов, быть на связи, помогать друг другу. К тому же участие в таких проектах отлично держит тебя в тонусе, потому что у тебя есть конкретные сроки, к которым нужно подготовить новое выступление. Ничто так не расхолаживает творческого человека, как отсутствие сроков и промежуточных задач. В «Открытом микрофоне» эти задачи есть.
Руслан: Новыми лицами. Участники шоу «Открытый микрофон» еще не появлялись на телеэкранах. А новое – оно всегда лучше хорошего старого.
Юлия: «Открытый микрофон» пришел на смену «Comedy Баттл». Поэтому всем, кому было интересно наблюдать за соревнованиями комиков, будет интересен и новый проект. А тем, кто любит жанр стендап, будет просто интересно посмотреть на новые лица.
Тимур: Свежим юмором и, конечно, новыми лицами, которых в шоу «Открытый микрофон» много. Зрителя ждет искушение юмором.
Слава: Это шоу, в котором можно увидеть не только хороший, смешной стендап, но и настоящую борьбу и все, что с ней связано. В шоу Stand Up на ТНТ зритель видит уже готовый продукт, вся наша подготовка остается за кадром. В шоу «Открытый микрофон» процессу подготовки уделяется намного больше внимания. Там будут записи с открытых микрофонов, репетиции и разборы выступлений с наставниками
Руслан: Все зависит от профессионализма комика. Даже выдуманную ситуацию можно рассказать с такой искренностью и собственной болью, что отличить ее от реальности будет невозможно. Но на опыте могу сказать, что хорошие комики не придумывают ситуацию, а описывают то, что с ними происходило. Либо происходило у их знакомых.
Юлия: Жанр стендап подразумевает выступления, основанные на личных переживаниях комика.
Тимур: Да, конечно, это сразу видно. В придуманной ситуации как-то все само собой получается смешно. Признаюсь, у меня была парочка таких шуток.
Слава: Материал, основанный на личном опыте, всегда будет смотреться выигрышнее. Конечно, есть комики с хорошими, смешными придуманными шутками, но когда ты говоришь какие-то откровенные вещи, которые при этом подкреплены юмором, это цепляет намного сильнее. И в этом сезоне будет несколько очень откровенных комиков.
Руслан: Духа соперничества нет. Все наставники, а также сами участники заинтересованы в том, чтобы в стендапе появлялись новые лица. В какой-то степени это поможет нам, «старичкам», немного расслабиться и писать чуть меньше материала. А это важно, потому что 5 лет написания материала для шоу Stand Up – это большая гонка. Уже хочется немного выдохнуть. Конечно, приятно, если твой комик выступает лучше, чем другие. Но для нас важно, чтобы победитель был, действительно, хорошим комиком, и чтобы мы, наставники, не ошиблись в своем выборе.
Юлия: Это вообще неважно, потому что шоу «Открытый микрофон» не о наставниках, а о комиках.
Тимур: Лично я ни с кем не соперничаю. Может быть, другие наставники соперничают, не знаю. Мне важно, чтобы все получилось у тех ребят, которые мне симпатичны. При этом я искренне болею не только за ребят из своей команды, но и из команд Юли, Руслана и Славы.
Слава: Конечно, каждому наставнику хочется, чтобы победил комик из его команды, но в конце концов победитель попадет в наше шоу - Stand Up на ТНТ, так что каждый наставник заинтересован, чтобы победил объективно лучший.
Руслан: Стендап – жанр индивидуальный, и это как раз одерживает верх. Это не командное соревнование, и в наших правилах даже не предусмотрены какие-то жертвы индивидуальным выступлением ради команды. Так что здесь каждый борется только за себя. И это смысл «Открытого микрофона». Но при этом за время съемок ребята сдружились, кто-то вместе работает, будучи даже участниками разных команд. Это тоже важно, потому что победа, как таковая, здесь не очень важна, «Открытый микрофон» дает возможность участникам поработать в жестких условиях сжатых рамок, посмотреть, кто как готовит свои выступления.
Юлия: Сложно сказать. Стендап – жанр индивидуальный, здесь каждый сам за себя, поэтому объединение в команды довольно условное. У каждого свои цели, задачи и путь. Так что конкуренция, конечно, есть, но, я думаю, каждый соревнуется сам с собой.
Тимур: Я вообще против того, чтобы объединяться в команды в жанре стендап. Возможно, это какие-то творческие коалиции. Вообще, командность в таком жанре теряет исключительность, можно сказать, личность выступлений. Стендап все же индивидуальный жанр.
Слава: Это лучше спросить у самих участников. Я советую своим ребятам больше работать вместе, помогать дописывать друг другу шутки или хотя бы просто советоваться. В конце концов, стендап – это очень долгий путь, который не заканчивается после одного сезона телешоу, поэтому обзавестись в проекте друзьями и единомышленниками – это очень хорошая идея.
Руслан: Главное качество для стендап-комика – работоспособность. Он должен все время писать, выступать, иметь желание улучшить свой материал. Потому что написать пять шуток и потом выступать с ними два года – это не про хорошего комика. Хотя такой подход к стендапу тоже имеет право на существование, но учитывая, что мы делаем телевизионное шоу, а ТВ диктует определенные правила (много писать и выдавать материал к каждому выпуску), то важнее человек, который сможет работать в таком ритме.
Юлия: Особых качеств нет. Мы смотрим на то, смешное ли у комика выступление и нравится ли он зрителю. Этого для нас достаточно.
Тимур: Если честно, то я руководствуюсь ощущениями «зацепило» или нет. Вот и все. В моей команде собраны ребята с очень разным юмором – от нестандартного до банального. Но каждый из них чем-то цепляет. Я всегда сразу вижу, мой это человек или нет, на интуитивном уровне.
Слава: Я не думаю, что есть какой-то готовый рецепт, как стать хорошим стендап-комиком. Мне кажется, не только в стендапе, но и в любой другой области примерно одинаковые составляющие успеха. Чем больше ты работаешь, стараешься, не сдаешься, ищешь что-то новое, тем больше ты за это будешь вознагражден. Лично мне больше нравится работать с увлеченными людьми, которые «горят» стендапом, в какой-то степени даже немного повернуты на нем. У таких людей внутренний огонь может никогда не погаснуть.
Руслан: Опыт, безусловно, важен. Каждое выступление перед зрителем – определенный стресс. И даже у меня, хотя я сейчас стал увереннее себя чувствовать на сцене, присутствует волнение. А когда опыта мало, то волнения в миллиард раз больше. И это может сыграть злую шутку: можно забыть материал, не так его преподнести, не так подать шутку. И уровень смешного в этом случае может падать. Опытный комик со средними шутками победит молодого и неопытного стендап-комика с очень смешными шутками.
Юлия: Шанс, конечно, есть у всех и всегда. Но сценический опыт – умение держаться на сцене и владеть аудиторией – очень важен.
Тимур: Опыт, конечно, важен. Чем больше опыта, тем больше каких-то отточенных навыков. Такие люди даже на сцене держатся иначе. Но шансы при этом есть у всех.
Слава: Я бы не сказал, что между участниками такая уж большая пропасть в мастерстве или опыте, шансы есть у всех. Конечно, тем, кто начал заниматься стендапом недавно, будет непросто, но, с другой стороны, кто знает, что произойдет.
Руслан: В целом ничего мы не получаем, да мы и не должны ничего получать, потому что это шоу для новых комиков. А мы – наставники – своего рода «свадебные генералы». Но в целом мы вместе с шоу Stand Up выигрываем, потому что получаем новых талантливых участников.
Юлия: Нам важно, чтобы в шоу Stand Up пришел новый талантливый комик. Это наставники и получат в итоге, это цель проекта и личная цель каждого из нас.
Тимур: Лично я получаю удовольствие, наблюдая, как выступают талантливые стендап-комики.
Слава: Я думаю, наставник комика-победителя как минимум получит чувство гордости за то, что именно участник из его команды выиграл в шоу. А так мы все получим удовольствие от хорошего, качественного юмора.
Как получилось, что вы стали ведущим проекта «Открытый микрофон» на ТНТ?
Просто мне позвонили и спросили: «Хочешь вести шоу?» Я сказал: «Да, с удовольствием». Сперва, конечно, испугался, потому что до этого никогда ничего не вел. Думал, что ведение – это не мое. А сейчас попробовал и понял, что это новый интересный опыт.
Вам понравилось быть ведущим? Вы ведь привыкли выступать…
Да, но это абсолютно другой мир. Раньше я слегка пренебрежительно относился к ведению, мне казалось, что это очень легко. На самом деле все совсем не так, потому что ты должен руководить людьми, задавать тон концерту, вечеринке, мероприятию. Задавать хорошую планку по качеству, ты должен быть весел, чувствовать толпу, людей, их настроение. Если его нет, должен его создавать. И это очень сложно. Когда ты выступаешь в жанре стендап, то знаешь, где будет смешно, идешь от шутки до шутки – здесь ты знаешь, что смешно не будет. В качестве ведущего ты чаще всего объявляешь правила, потом их долго объясняешь. Мне поначалу было очень сложно и непривычно не слышать смех. Но потом постепенно вливаешься, понимаешь, как это работает.
Были какие-то сложности с созданием этого настроения, атмосферы на шоу? Допустим, если у самого был плохой день.
Да, безусловно. Бывает, что нужно пересилить себя. Это момент профессионализма любого артиста, неважно – стендапера, певца, фокусника. Ты должен выйти на сцену – и люди не должны знать о твоих проблемах. Это работа, которую надо делать.
Вам больше нравится смотреть на выступления опытных комиков или же начинающих, но явно талантливых?
Мне нравятся выступления любых участников. Не знаю почему, но я начинаю за них переживать. Наверное, потому что часто бывал в их шкуре. Я сам до сих пор не матерый комик, знаю, что такое переживание, волнение… когда из-за одной незашедшей шутки сыпется все выступление. Поэтому, когда у них все получается, я только рад, кем бы они ни были.
Вы общаетесь с ними за кулисами? Даете советы?
Да, мы прекрасно общаемся. Все такие же люди. Иногда советуются, но нет такого, что я их наставник, учитель, покровитель и божество. Бывает, и я что-то у них спрашиваю – мы все работаем в разных стилях, каждый хорош в определенной сфере. Тут нет такого, что кто-то гуру, а другой – никто, мы все делимся опытом.
Вы сами придумываете себе шутки в рамках этого шоу? Или пользуетесь помощью сценаристов?
У нас есть группа авторов, но поскольку у меня омерзительная память, чаще всего что-то вылезает из моей башки во время съемок – и начинается абсолютная вакханалия. В итоге мы либо переписываем, либо оставляем мой экспромт. Так что это наша совместная работа.
Хотели бы вы занять место одного из членов жюри?
Нет, абсолютно. В качестве ведущего я могу говорить что хочу, мы можем подкалывать друг друга с членами жюри – мне это нравится. Я бы не хотел брать на себя ответственность кого-то обучать. Это же огромное волнение. Все думают, что быть наставником легко – вот ты сел в кресло, и тебе абсолютно плевать, что произойдет. Нет, они переживают за участников. Я бы вообще не смог смотреть, как выступает тот, с кем я писал, – рыдал бы и рвал на себе брови от волнения.
Вы явно предпочитаете ироничные шутки. Почему?
Они резкие, очень хорошо запоминаются. В них есть некая толика негатива, но она очень мала. Видимо, из-за моего воспитания и медицинского образования. Я просто вижу, как людей цепляют более ироничные шутки – они не только смеются, но и задумываются: «Да, действительно, я тогда себя так же неправильно вел». Это дает больше отклика, ты так больше запоминаешься.
Всегда ли комики в своих выступлениях полагаются на личный опыт?
Чаще всего заметно, когда из жизни, а когда выдумано. Личный опыт важен в любом случае. Если ты просто сидел в офисе три недели и писал какие-то выдуманные мысли, скорей всего, это не вызовет интереса. У меня была такая проблема – я как-то засел в квартире на несколько недель и выписал ничего. А потом сходил, к примеру, в кино, и у меня родился монолог еще на моменте, когда я выкидывал остатки попкорна. Нужно переживать сильные эмоции, проживать разные ситуации и иметь на них свой взгляд. Но стендап – это все-таки приукрашивание действительности, а не точный пересказ, не изложение. Когда же ты передаешь свои эмоции, впечатления, взгляд, которые, безусловно, интересны зрителю, тогда и получается увлекательная, смешная история.
Чего вы ждете от проекта «Открытый микрофон»? Что он даст ребятам, которые решились принять в нем участие?
Многие участники «Открытого микрофона» ошибочно полагают, что победитель получает все, остальные – ничего. Я ни в коем случае не хочу, чтобы люди, которые участвовали и не выиграли, расстроились и бросили стендап. Уверен, что этого не произойдет, потому что они все большие профессионалы и адекватные люди. Нельзя все мерить по одному выступлению – ты классный, ты не классный. Каждый комик, да и каждый человек понимает, что плохих выступлений всегда больше, чем хороших. Невозможно каждый раз быть смешным. Я был на выступлениях очень матерых, именитых комиков, когда по 30–40 минут было откровенно несмешно. Такое бывает. Это нормально. Это человеческий фактор. У наших ребят сейчас начинается большая стендап-жизнь благодаря проекту «Открытый микрофон».
Появились ли у вас фавориты среди участников?
Да, но я бы не хотел говорить, кто именно. Потому что знаю, что они прочитают это интервью. Если, конечно, вы меня не обманываете, решив просто со мной поболтать, и опубликуете его.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать участник шоу «Открытый микрофон», мечтающий о победе?
Он должен понимать, что в случае победы не надо сильно радоваться. Когда я выиграл «Comedy Баттл», то очень расстроился, потому что понимал, что уже через неделю мне надо написать новый монолог, вместо того чтобы пойти со всеми отмечать, куролесить, сходить с ума, придаваться вакханалии и апофеозу морального ужаса, разлагаться и веселиться. Мне предстояла огромная работа. Но, думаю, они все большие молодцы – и каждый из них будет к этому готов. Они обрадуются, но это их не ослепит – они пойдут дальше пахать. И все у них получится.
Почему зрителям ТНТ стоит смотреть «Открытый микрофон»? Чем он отличается от шоу Stand Up?
Есть главное отличие, которое мы все очень не любим. Мне не нравится, когда из юмора делают соревнование. Естественно, в этом есть плюс, потому что уровень в условиях сильной конкуренции сильно возрастает. Ты вставляешь в выступление больше золотых болтов, хочешь чаще смешить, нежели погрузить в свою атмосферу и просто порадовать зрителя. Ты начинаешь больше переживать, и люди, которые сидят в зале и смотрят соревнование, тоже начинают оценивать юмор, хотя такого быть не должно. Но в рамках шоу, видимо, это необходимо. Но после победы в этом шоу – тебя это отпускает. Ты выходишь в открытый зал шоу Stand Up на ТНТ, где тебя никто не оценивает, а просто люди хотят получить удовольствие.
КАЖДУЮ ПЯТНИЦУ В 22:00, ТОЛЬКО НА ТНТ
*фото предоставлены пресс-службой ТНТ